Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.09.2017, 21:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Обобщение педагогического опыта по теме«Развитие самостоятельности учащихся в условиях применения новых образовательных технологий"
13.03.2010, 07:50
"Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем". Анатоль Франс
       Школа теперь не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение.
   Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. Он будет востребован, если научится думать самостоятельно, будет способен решать проблемы, критически и творчески мыслить.
   Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Объем содержания школьного образования по учебным предметам в настоящее время значительно превышает реальные возможности и потребности для многих категорий учащихся. Большая база понятий, умений и навыков, к тому же не объединенных в единую структуру, не может быть отнесена к общеобразовательной базе современного грамотного человека. Это ведет к перегрузкам, снижению интереса к учебе и качества знаний учащихся. Поэтому современная образовательная концепция выдвигает в качестве приоритетных идеи личностно-ориентированной педагогики. Необходимо создавать реальные условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей школьников в учебном процессе, что вызывает пристальное внимание ученых, практиков, не только к содержательной, но и к процессуальной стороне обучения. Большое значение отводится самостоятельной деятельности в личностном формировании ученика. Идет активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Что понимается под термином «Мультимедиа-технологии»? Мультимедиа - компьютерная система и технология, обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию). Составляющими качественного мультимедийного урока являются: - Техническое оснащение - Образовательный компонент - ИКТ-компетентность учителя Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: - введение нового материала, - выработка навыков и закрепление знаний, - применение знаний на практике, зачет или контроль, - домашнее задание. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении учащихся: • Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания. • Развлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести учащихся в позитивное состояние. • Научить - означает связать знания или информацию с имеющимся опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие. • Создать мотивацию - значит обеспечить стимул, который придавал бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все. Мультимедиа технологии, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока: Ø Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Ø Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся. Ø Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения; воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Очень часто говорят о том, что мультимедийная презентация – это только дань моде, не вносящая сколько-нибудь значительных изменений в иллюстративный способ предоставления информации учащимся. С тем же эффектом можно использовать таблицы, рисунки, портреты ученых, даже записи на доске. Но все же презентация имеет ряд преимуществ: 1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране 2. В случаях выявления в слайдах презентации недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты. 3. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока. 4. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено. 5. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 6. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся. 7. Учитель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 8. Изменяется, отношение к ПК. Ученики начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности 9. Повышение эффективности урока. При работе с презентацией на уроке, необходимо учитывать некоторые особенности. Рекомендации по использованию мультимедийных презентаций - учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. - работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. - особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. В соответствии с приведенными рекомендациями выдвигаются требования к созданию слайдов v Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. v Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных презентаций. v Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. v Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз. v Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. v Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле. v Нельзя перегружать слайды зрительной информацией v На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. v Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. Учащиеся очень охотно откликаются на предложение выполнить самостоятельную творческую работу по предмету и иллюстрировать её авторской презентацией. Хотя многие ребята хорошо работают в программе Power Point, но этого недостаточно для создания предметной презентации. Технология создания учащимися предметных презентаций - Процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязи - Совместно с учителем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждение содержания и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения учащийся еще раз повторяет изучаемый учебный материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме. - Самостоятельная работа учащихся по созданию слайдов, поиск иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий. Данный этап может быть использован и как вариант домашнего задания. - Включение в презентацию слайдов обратной связи контролирующего характера (проверь себя, ответь на вопросы, выбери правильный ответ), при этом вопросы и ответы на них составляет сам учащийся. - Создание слайдов нужно вести в режиме редактирования, что позволяет дополнять и изменять содержание слайдов, расширяя и углубляя представленный материал в виде портфолио. - Оформление презентации с использованием эффектов анимации, что позволяет последовательно предъявлять изучаемый материал по ходу урока. - Заключительный этап – обсуждение и/или конкурсный отбор представленных ученических работ, создание групповых презентаций по данной теме. Предостережение учащихся от типичных ошибок при создании мультимедийной презентации позволяет и качественно подготовить урок и повысить мотивацию учащихся к изучению предмета. Типичные ошибки в ученических презентациях 1. Ошибки в оформлении титульного листа. 2. Много текста. 3. Выбран нечеткий шрифт. 4. Неудачное сочетание цвета шрифта и фона. 5. Несоответствие названия слайда и его содержания. 6. Несоответствие содержанию слайда используемых иллюстраций. 7. Текст закрывает рисунок. 8. Рисунки нечеткие, искажены. 9. Неудачные эффекты анимации. 10. Излишнее звуковое сопровождение слайдов. 11. Текст скопирован без изменений (ссылки Интернет). 12. Недостоверность информации. Даже учитывая все приведенные рекомендации нельзя дать гарантии прочного усвоения знаний учащимися и повышения их учебной мотивации. Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо создать условия: Ø избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; Ø ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п. Ø дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся; Ø учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти. Ø Сочетать мультимедийные технологии с другими образовательными технологиями Применение мультимедийных технологий на уроках химии позволило с учетом всех рекомендаций и условий эффективности использования новых методик позволило значительно повысить мотивацию учащихся к изучению предмета. О положительном результате говорят данные исследования. В исследовании принимали участие: в 2007-2008 учебном году 45 учащихся 9-х классов (октябрь 2007 года - начало эксперимента), в 2008-2009 учебном году – 39 учащихся 10-х классов (апрель 2009 года - конец эксперимента). Анкета Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения предмета на начало и конец эксперимента, дала следующие результаты. 1. Нравятся уроки. 2. Радуются, если уроки отменяют. 3. Предпочли бы пойти на урок. 4. Хочу, чтобы урок не отменяли. 5. Хотели бы получать творческое домашнее задание 6. Изучают предмет при дополнительном жестком контроле со стороны родителей. По результатам диагностики отчетливо видно, что прерогативы учащихся на начало и конец эксперимента изменились. Повышение уровня мотивации особенно заметно по позициям 1 и 6. Рейтинг мотивов изучения химии на начало, и конец эксперимента представлен в следующей диаграмме: 1. Доставить радость родителям 2. Найти престижную работу 3. Хочу иметь высокую оценку по предмету в аттестате 4. Хочу больше знать 5. Поступить в вуз, где профильным предметом является химия 6. Не отставать от друзей По результатам диагностики на начало и конец эксперимента практически для всех учащихся десятых классов главным мотивом изучения химии стало желание больше знать. Вторым мотивом, все школьники выбирали «высокую оценку в аттестате». Довольно часто учащиеся выбирали мотив «не отставать от друзей». Достаточный уровень мотивации, достигнутый в результате использования современных образовательных технологий, обуславливает творческую познавательную активность детей, участие их в олимпиадах, конкурсах, повышение результативности обучения, выбор химии как предмета итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ). Результаты итоговой аттестации учащихся за курс средней школы

Динамика участия школьников во внеклассных и внешкольных мероприятиях

По результатам диагностики можно сделать вывод, что динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к учебному предмету, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации. «Почти во всех делах самое трудное – начало». Ж.Ж.Руссо
Категория: Методическая копилка | Добавил: учитель
Просмотров: 2711 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2

ГОСУСЛУГИ.РУ