Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.09.2017, 21:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Sevastyangalp

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Информационное пространство гимназии: перспективы развития. Заместитель директора по ИКТ Александрова С.Г.
25.01.2010, 13:34
    В последние несколько лет обсуждение вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в деятельность образовательных учреждений, свелось, по сути, к обсуждению путей решения одной основополагающей задачи – формирования Единой информационной среды и построения информационного пространства образовательного учреждения.
    В сегодняшней практике присутствует не только множество различных мнений о том, что собственно представляет собой данное информационное пространство, но и как, и какими путями его (это пространство) строить. Долгое время одним из наиболее распространенных предлагаемых методов создания информационного пространства являлось предложение о массовой целевой закупке и поставке комплексной системы автоматизации деятельности образовательного учреждения. При этом, как правило, вопросы реальной потребности в данных системах, проблемы готовности педагогических коллективов к внедрению новых технологий в их деятельность, как правило, отходили на второй план. В тоже время, накопленная практика внедрения информационных технологий показывает, что «поставить» в образовательное учреждение компьютерное оборудование вполне возможно, но при этом рассчитывать на дальнейшее использование этого оборудования однозначно нельзя. Поэтому, важна не только материальная база, но и знание особенностей применения ИТ и личная заинтересованность в построении информационного пространства каждого участника образовательного процесса. Информационное пространство коллективного доступа образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса. Следовательно, прежде чем приступать к попыткам его формирования, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить круг участников информационного пространства из числа участников учебного процесса, степень их заинтересованности и формы взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.
2. Выделить наиболее общие потоки основной или базовой информации, которые проще всего формализуются и, как следствие, уже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования.
3. Четко описать структуру информационного пространства коллективного доступа и всех его информационных уровней и подуровней. Достаточно понятно, что участниками, непосредственно вовлекаемыми в процесс создания и функционирования информационного пространства образовательного учреждения, также как и участниками формирования Единой информационной среды, являются следующие устойчивые группы: · Администрация; · Учителя; · Сотрудники гимназии; · Учащиеся; · Родители. Анализ основных направлений работы образовательного учреждения и задач, им решаемых, позволяет разделить основные производственные процессы учреждения на три большие группы: 1. Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом, как базовым производственным процессом образовательного учреждения. 2. Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности. 3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений развития гимназии является внедрение и распространение информационно – коммуникативных технологий обучения, способствующих формированию ключевых образовательных компетенций учащихся, создание единого информационного пространства Программа развития гимназии, наличие кабинетов информатики, мобильного компьютерного класса, компьютеризированных предметных кабинетов, современной медиатеки, внедрение стандартного базового пакета программного обеспечения «Первая помощь» позволяют удовлетворить запросы педагогов и учащихся. Проанализировав ситуацию по насыщению средствами ИКТ гимназии, можно сделать вывод, что в учреждении имеется достаточное количество компьютерной техники (на 1 компьютер – 7 учащихся, что выше среднегородского показателя) Какова же реальная картина использования средств ИКТ в образовательном учреждении? Проведенный опрос среди учителей гимназии показал, что все учителя владеют информацией о современных педагогических технологиях, делающих процесс обучения более продуктивным, но только 50% используют ИКТ в своей работе полностью или применяют их отдельные элементы. Опрос учителей о целях использования ИКТ, показал, что использование этих средств собственно для целей учебного процесса составляет 36%. При этом ответы учителей о способах применения средств ИКТ непосредственно в учебном процессе говорят о том, что около 55% педагогов используют их для получения распечатанных материалов, еще четверть педагогов – в качестве презентаций. Использование средств ИКТ в сочетании с методами активного обучения (групповой работой, экспериментальная работа на уроке, проектное задание) составляет лишь 10%. Подобная ситуация вступает в явное противоречие с теми целями, которые ставит перед собой гимназия в плане получения новых образовательных результатов, среди которых не последнее место занимает развитие самостоятельных действий учащихся. Результаты анкетирования учителей по потребностям в дополнительном обучении показали, что достаточное весомое количество педагогов проявляют интерес, формулируют четкие запросы на обучение по конкретным темам. Наиболее востребованными формами повышения квалификации являются индивидуальные консультации и практикумы. Значит, система повышения квалификации педагогов в области ИКТ должна быть дополнена внутригимназическим тьюторским сопровождением (в гимназии 24 человека – тьютеры программы Intel «обучение для будущего»). По мнению учителей, главным фактором, сдерживающим применение информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, является отсутствие компьютера в учебном кабинете. Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым количеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким образом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом - о включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной урочной и внеурочной деятельности. Сегодня нужно говорить, не столько о компьютерах, сколько о новых информационных технологиях в едином информационном пространстве. Процесс информатизации образования направлен на перестройку методов и организационных форм обучения в соответствия с требованиями активно формирующегося информационного общества. Главное среди этих требований - включение в состав содержания образования такой деятельностной оставляющей, как умение работать с информацией. Если раньше традиционной формой работы с информацией было запоминание, заучивание, то сегодня на первый план выступили грамотный поиск, структурирование и моделирование информации, подача её в различных формах. Техническими средствами передачи информации служит локальная компьютерная сеть, электронная почта, Интернет, автоматизированная административно-управленческая система. В зависимости от технического оснащения предметного кабинета, уровня освоения учителем современных образовательных технологий и степень использования информационных ресурсов различна. 1. Компьютера в классе нет. Работа с информацией проводится в основном дома или в медиатеке образовательного учреждения. Итоги такой работы: коллекция материалов и ссылок, сообщения по теме, материалы для учебных проектов. 2. Компьютер на уроке. В этом случае возможна организация групповой и фронтальной работы учащихся: ü Познавательные игры-задачи; ü Видеосюжеты; ü Подборки самодеятельных видеосюжетов; ü Анализ видеоматериала; ü Работа с терминами; ü Использование элементов конспекта урока; ü Создание своего варианта ЕГЭ; ü Презентация; ü Web – страница 3. «Живой» Интернет. Предоставляет возможность проведения: ü Тестирования; ü Обзорных лекций, ü Виртуальных экскурсий; ü Образовательных игр; ü Работы в электронной почте; ü Работы в режиме «Справочного бюро». Использование проектных и информационно-коммуникационных технологий не исключают традиционные методы обучения, а дополняют и совершенствуют их. При проектировании урока учитель может использовать различные электронные средства обучения, которые становятся инструментом, способным существенно повысить качество образовании. Медиатека гимназии оснащена программными средствами образовательных коллекций «1: С», «Кирилл и Мефодий», «Лаборатория систем мультимедиа». Активно используют данные средства на уроках учитель физики Смирнова В.Д., учителя химии Гобова С.В., Мордасова Н.А., учитель географии Вильгельм Л.Г., учителя русского языка и литературы Бабенкова Л.А., Эпп Э Г., Прилепина И.А., учителя истории и обществознания Ермакова Т.В., Моисеева Л.Н., учителя иностранного языка Сиделева С.А., Тарханова Т.М. Однако, около 30% учителей гимназии используют электронные средства лишь фрагментарно. Причинами являются: 1.Несоответствие образовательной программы гимназии и структуры электронных пособий. 2. Подготовка урока, основанного на применении компьютерных технологий, на начальном этапе является трудоемкой для учителя. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. На уроках компьютерное тестирование систематически применяют Бабенкова Л.А., Кондратов А.В., Александрова С.Г. С ноября 2009года гимназия включилась в программы автоматизированной проверки уровня знаний учащихся в режиме подготовки к ЕГЭ на платформе информационной системы «СтатГрад». Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Широко используется программа PowerPoint . Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Новым подходом к использованию ИКТ в учебной деятельности является способ, когда учитель-предметник задает домашнее задание учащимся, адресуя их к электронным источникам информации (медиатеке, образовательным ресурсам Интернет), предлагает выполнить доклад в виде презентации. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. Исходя из выше сказанного, создание совместных электронных презентаций не только является современной эффективной формой работы, но и помогает решать важные педагогические задачи: Постоянная поддержка высокой учебно-воспитательной мотивации школьников; Поощрение их активности и самостоятельности; расширение возможности обучения и самообучения; Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; Формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность. Умение собрать необходимую информацию, красиво и доступно ее преподнести, суметь заинтересовать и увлечь. Наиболее удачные проекты уроков с использование ИКТ традиционно принимают участие в региональном конкурсе «Педагогических инициатив» «Дидактическая модель урока с применением Интернет технологий» и во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок». Современные Интернет-ресурсы и компьютерные телекоммуникации позволяют не только вовлечь учащихся в учебный процесс, но и позволяют учителю управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Активно используют Интернет-ресурсы в образовательных и воспитательных целях Шишкина Л.В., Вильгельм Л.Г., Гариева Н.В., Кислинская Л.И., Жукова И.В., Коврина Т.А., Вишнякова Е.В., Вовк С.И., Болычевская Н.В., Эпп Ж.Г., Ермакова Т.В., Хуснуллина Е.О. Внеурочная деятельность является логическим продолжением урочной деятельности. В этих условиях информационный портал гимназии становится предметом деятельности одной из важнейших творческих лабораторий образовательного учреждения. Поддержка Интернет-ресурса – это не «дань моде», а организующее ядро образовательной деятельности, новый способ самореализации, предъявления себя всему миру. Конечно, школьный портал, отвечающий таким требованиям, должен быть «живым», то есть информативным для разных аудиторий, постоянно обновляемым, включающим разные сервисы и к тому же мобилизующим, развивающим, доступным и привлекательным для каждого посетителя. Поэтому сайт гимназии представляют такие разделы, как: «Методическая копилка», «Традиции», «Кабинет психолога», «Творчество», «Школьный музей», «Учимся с Intel». Активно участвуют в разработке и информационном наполнении сайта 13% учителей гимназии. Главными причинами являются низкая мотивация учителей на распространение своего педагогического опыта, трудоемкость в оформлении материала, недостаточная информационная культура. Необходимо отметить, что публикация материалов на школьном портале - это один из современных способов обобщения и распространения педагогического опыта. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что в гимназии организовано информационное пространство, позволяющее оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учителей, обучающихся и их родителей как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
Категория: Методическая копилка | Добавил: учитель
Просмотров: 635 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

ГОСУСЛУГИ.РУ