Приветствую Вас Гость!
Пятница, 24.11.2017, 03:02
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » ФГОС ООО

Деятельностная модель урока в условиях ФГОС
25.04.2014, 13:50

Деятельностная модель урока биологии в условиях ФГОС:
проектирование и анализ

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг
К. Д. Ушинский

Человек достигнет результата ,
только делая что-то сам.

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего ( полного) образования. Одна из главных задач , стоящих перед школой в условиях модернизации образования, - вооружить обучающихся осознанными , прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
Продуктивное обучение основанное на системно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность школьников, т.е. открытие под руководством педагога-наставника способов приложения знаний к практике.
Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи, но важность задач требует соблюдения принципа научности, языковой культуры ( правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приёмов , направленных на обогащение речи учащихся). Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную , индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умению вести диалог, поиску информации из различных источников и её интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий. Современный урок должен быть технологичен , поставленные цели и задачи выполнены .
Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о природе, основных её обитателях направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции : анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу .
Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности .
Рассмотрим в качестве примера один из уроков.

Мотивационный этап урока начался с работы в парах - определения багажа знаний , с которыми ребята пришли на урок . В «рюкзаке» мы отыскивали названия наук и давали им определение.
- Как одним словом назвать эти науки? ( естественные)
- Что обозначает естество? ( природа)
- Какую природу мы изучаем на уроках биологии?
Каждому ученику было интересно выполнять это задание, а это мотивировало учащихся на активное действие, т.е. создавало мотивацию учения.
Следующий этап - Постановка целей урока. (На столе стоит микроскоп)
- Что это за прибор? Что изучают с его помощью? Что же мы будем изучать, послушайте стихотворение…
Живёт на свете человек
Но сколько не смотри
Не разглядишь ты и вовек
Что у него внутри.
Возьмём к примеру дом стоит
Из тыщи кирпичей
И мир природы состоит из маленьких частей
Вам кажется мала она
Но в микроскоп взгляните
Ведь это целая страна
Как в натуральном виде.
И люди, побеждая рок,
Пытались отгадать
Что с вами за один урок
Должны мы здесь узнать?

- Из каких маленьких частей состоит всё живое? Как её можно увидеть?
- О чём же мы должны узнать на уроке?
• Из чего состоят все живые организмы
• Из чего состоит клетка
• Какие бывают клетки
• Что происходит в клетках

- Зачем нам рюкзак? Куда ходят с рюкзаком? Каким образом мы будем достигать поставленных целей? ( в форме путешествия)
На данном этапе учащиеся были поставлены в такую учебную ситуацию, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщённого способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий, что означает создавать условия для развития универсальных учебных действий.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Вместе с багажом знаний мы отправляемся в путешествие. Мы будем изучать эту страну и как настоящие путешественники –исследователи вести путевые заметки. Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Во время путешествия мы создадим модель страны «Клетка».
Впервые клетку увидели в микроскоп, когда изобрели его в 17 веке. Давайте и мы с вами посмотрим в микроскоп и рассмотрим часть растения . Но сначала вспомним правила работы с микроскопом. ( Работа будем в группах)
- Зарисуйте , что вы увидели в микроскоп.
- А теперь мы уменьшаемся в миллионы раз и попадаем в страну под названием «Клетка», но тут же встречаем препятствие…- Что это? ( мы встречали разнообразные части клетки – учащиеся их называли , а функцию этой части отыскивали в дополнительном источнике информации - в стихах об оболочке, ядре и цитоплазме). Одновременно идёт моделирование клетки на доске.
На уроке также соблюдались гигиенические требования - чередование видов деятельности, и проведение физминутки, которая также была связана с темой урока -… Клетки вы видели неоднократно и без микроскопа – это сочные продолговатые клетки апельсина, - найдите их в классе и остановите свой взгляд на этом рисунке , -икринка лягушки или рыбки,- остановите свой взгляд, - куриное яйцо ( ребята стали крутить головой по всему кассу , но тут я говорю, что его нужно нарисовать головой)….
Затем мы ещё раз возвращаемся к смоделированной клетке и каждый ряд хором называет определённую её часть.
- Итак, клетка является частью живой природы, значит, она имеет все признаки живого. Найдите их в тексте учебника. … Объясните по схеме суть процесса деления…. В чём же важность этого процесса? ( обращаемся к слайду)
- Далее рассматривая рисунки в учебнике , ребята делают вывод , что организм может состоять только из 1 клетки. ( на доске были представлены рисунки одноклеточных животных). Продолжая рассматривать рисунки в учебнике, учащиеся отмечают сходство и отличие разнообразных клеток. Результатом диалога является схема в тетради ( Организмы: одноклеточные и многоклеточные)
Познавательная деятельность учащихся была организованна при работе с микроскопом , в результате моделирования клетки, работы с учебником Таким образом , овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, приобретение элементарных навыков работы с приборами – способствовали формированию познавательных УУД. А умение работать в группах, парах, обмениваться информацией с одноклассниками - способствуют формированию коммуникативных УУД.
Этап рефлексии был проведён в виде фронтального опроса с поднятием руки и тестового задания.
Итог урока подвели с анализа задач, поставленных перед началом урока.
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам способствовала достижению поставленных целей и решению основной дидактической задачи урока.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»

Деятельностная модель урока биологии в
условиях ФГОС: проектирование и анализ

Выступление на семинаре
подготовила :
Мордасова Н.А.
учитель биологии и химии
I квалификационной категории

21 ноября 2012 год


 

Категория: ФГОС ООО | Добавил: Администратор
Просмотров: 1335 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2

ГОСУСЛУГИ.РУ