Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 19.11.2017, 02:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Информация для родителей

Коврина Т.А. Готовность ребенка в школу
27.05.2009, 13:23

Готовность ребенка к школе

 К сожалению, не все родители первоклассников столь оптимистичны. Даже если малыш уже переступил порог школы, мы все равно порой поглядываем на ребенка с сомнением и тревогой: не рановато ли мы выпустили его во «взрослую» жизнь, не слишком ли он мал, чтобы каждый день носить ранец и дисциплинированно сидеть за партой, готов ли он к этому?

Вот тут-то и надо разобраться, что означает понятие «готовность к школе». Специалисты вкладывают в этот термин гораздо больше смыслов, чем родители, не изучавшие специально такой вопрос. Конечно, для того, чтобы выдерживать новые, непривычные нагрузки, малыш должен достигнуть определенной физической, или антропологической, зрелости.

      Имеется в виду уровень развития его тела: рост, длина туловища и конечностей. Существует простой тест на определение физической готовности ребенка к школе: если малыш легко может сомкнуть поднятые руки у себя над головой, значит, уровень зрелости его организма вполне позволяет приступить к учебе. Однако это вовсе не значит, что ребенку гарантирована прекрасная успеваемость. Для того чтобы стать по-настоящему хорошим учеником, малышу необходимо серьезно постараться. И без помощи взрослых ему не обойтись.

Эрудиция – не самое главное

Родители будущих первоклассников часто стремятся еще до начала учебы «вооружить» своих чад как можно большим количеством знаний, совершенно справедливо полагая, что ребенок должен быть интеллектуально готов к школе. Но современный мир устроен так, что на малышей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому ребенок может страдать от чего угодно, но уж никак не от недостатка образов и знаний.

     Проблема в другом: очень часто, получая обилие впечатлений, малыш не умеет их систематизировать, обобщать, выстраивать даже простейшие аналогии. А между тем именно умение совершать мыслительные операции и определяет интеллектуальную готовность ребенка к школе. Еще одна распространенная причина спешной «подготовки» малыша к занятиям – тестовые проверки зачисленных ребят, предусмотренные в некоторых школах. Родителям не стоит бояться этой процедуры: ребенка никто не экзаменует. Психологи лишь помогают родителям лучше понять своего малыша и подобрать для него наиболее подходящую систему обучения. Для того, чтобы проверить, насколько умственное развитие малыша позволяет начать учебу в школе, можно предложить ему вопросы теста, разработанного психологом Ярославом Йирасиком :

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = -5 баллов.

  1. Утром вы завтракаете, а днем …

Обедаем = 0 баллов, неправильный ответ = -3 балла.

  1. Днем светло, а ночью …

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = -4 балла.

  1. Небо голубое, а трава …

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = -4 балла.

  1. Черешни, груши, яблоки, сливы – это …

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем (чтобы никто не попал под поезд) = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл, станции = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Который час показывают часы?

Называет правильно = 4 балла, только час, в минутах затрудняется = 3 бала, не знает часов = 0 баллов.

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …., маленькая

  1. овечка – это ….?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что в них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл, на курицу = -3 балла.

  1. Почему во всех автомобилях есть тормоза?

Называет две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл, называет одну причину = 0 баллов, неправильный ответ (например, машина не ехала бы без тормозов) = -1 балл.

  1. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Называет два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3 балла, называет одно подобие = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла, одно подобие = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла, винт завинчивается, а гвоздь забивается (или: у винта – гайка) = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…

Спорт, физкультура = 3 балла, игры, упражнения, гимнастика, состязания = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Какие ты знаешь транспортные средства?

Называет три любых наземных транспортных средства, самолет и корабль = 4 балла, только три наземных средства или полный перечень, но только после вашего пояснения, что транспортные средства – это то, чем можно куда-то двигаться = 2 балла, непра неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем отличается старый человек от молодого?

Называет три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит и т.д.) = 4 балла, одно или два различия = 2 балла, неправильный ответ (например, у него палка, он курит) = 0 баллов.

  1. Почему люди занимаются спортом?

Называет две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, чтобы прямо держаться, не быть толстыми, чтобы добиться рекордов) = 4 балла, называет одну причину = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

За него должны работать остальные, кто-то несет ущерб, человек мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Почему на конверт нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов, чтобы адресат не платил штраф = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

     Дети, набравшие более 13-ти баллов, без сомнения, интеллектуально готовы к школе. У таких малышей хорошая эрудиция (хотя, повторюсь, это не главное), активно формируется умение обобщать, проводить аналогии. Словом, умственное развитие этих детей вполне позволяет им стать первоклашками.

Малыши, получившие по результатам теста от 0 до 13 баллов, тоже неплохо ориентируются в предметах и понятиях окружающего мира, но все же, если вы хотите, чтобы у них не было проблем с успеваемостью, уделите больше внимания знаниям своего ребенка. Не надо специально с ним «заниматься», «натаскивать», просто разговаривайте с малышом обо всем, что вы видите, что его интересует, отвечайте на вопросы и поощряйте их возникновение.

Это обязательно поможет расширить кругозор будущего школьника и предупредить трудности с учебой. Что касается малышей, набравших меньше 0 баллов, то у них весьма вероятны проблемы с успеваемостью, и родителям стоит еще раз задуматься, действительно ли необходимо малышу сейчас идти в школу. Обучение будет для него гораздо более серьезной нагрузкой, чем для других первоклассников, а значит, существует реальная опасность того, что у ребенка возникнет стойкое отвращение к учебе.

Зачем ему идти в школу?

    Конечно, неплохо, если будущий первоклассник многое знает, умеет читать, писать и считать. Особенно если учесть, что сегодня большинство приходящих в школу малышей уже владеет этими навыками, поэтому для ребенка, не освоившего их, существует риск сразу оказаться в позиции отстающего.

И все-таки, проблема решаема, если у малыша есть стремление учиться, развита воля, если он в состоянии концентрировать внимание на задании и объяснении учителя, принимает новые для себя обязанности, умеет управлять своим поведением. А это значит, что практически любые пробелы в знаниях первоклассника восполнимы, если у него сформирована личностная готовность к обучению.

Практика показывает, что в этом смысле наиболее приспособленными к школе оказываются дети, посещавшие не только детский сад, но и спортивные секции. Ведь занятия спортом, пожалуй, лучше всего дисциплинируют маленьких непосед, учат подчиняться правилам и осознанно контролировать свои действия. Именно этого умения и не хватает большинству малышей, поэтому, кстати, и проблема готовности к школе стала так актуальна в последние годы.

Ведь обстановка, в которой растут современные дети, сильно отличается от нашего собственного детства. Многие родители с ностальгией вспоминают те времена, когда в больших дворах многоэтажных домов по вечерам собирались шумные разновозрастные компании, затевали масштабные игры в прятки, «казаки-разбойники» или «съедобное – несъедобное». Обычно эти забавы возглавляли старшие дети, которые требовали подчинения от малышей, ревностно следили за выполнением правил, а тех, кто отказывался соблюдать их, из игры выгоняли.

Менее приятные воспоминания у сегодняшних мам и пап связаны с детскими садами, которые они посещали: в переполненных группах воспитатели были вынуждены вести себя достаточно жестко, чтобы добиться от детей послушания и сохранить контроль над ними. К счастью, в наше время в детских учреждениях принят более деликатный и гуманный подход к малышам, а за повышение голоса на ребенка воспитательница может даже лишиться работы.

Кроме несомненных плюсов у такой ситуации есть и минусы: маленький человечек, интересы и права которого ценятся превыше всего, оказывается не готов преодолеть свой природный эгоизм, и, поступив в школу, он испытывает серьезные проблемы из-за неумения подчиняться.

Другой важный компонент личностной готовности – это мотив, то есть собственно то, что побуждает ребенка к учебе. Как правило, ее зачатки формируются довольно рано, особенно у малышей, посещающих детский сад. Одна юная особа на вопрос: «Сколько тебе лет?» отвечала с горестным видом: «Четыре года. Жду, когда в школу пойду». А к шести-семи годам уже большинству малышей не терпится приступить к обучению. Но если присмотреться внимательнее, то далеко не во всех случаях желание ребенка пойди в школу означает, что он действительно готов к учебе.

 

Чтобы разобраться, что же на самом деле движет малышом, когда ему не терпится стать школьником, можно использовать элементы методики Гинзбург для исследования мотивации учения у первоклассников. Предложите ребенку послушать рассказ:

Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я бы все равно учился». Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до этого был маленьким». Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем хочешь». Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».

Спросите у малыша, кто из детей, по его мнению, прав и почему? Если ребенок выбирает первую реплику, значит, у него сформирована так называемая «внешняя» мотивация к учению. Необходимость ходить в школу такие малыши обосновывают для себя чем-то, не имеющим прямого отношения к самой учебе, например, настоятельной просьбой мамы или увлекательной дорогой в школу на троллейбусе.

Понятно, что эти мотивы не могут обеспечить стойкого интереса к знаниям и хорошей успеваемости. Немногим лучше дело обстоит, если ребенок считает верным третье высказывание. Школа в его понимании мало отличается от детского сада, и главное ее достоинство – большая компания сверстников, возможность поиграть и повеселиться. Этого мотива (психологи называют его игровым) тоже недостаточно, чтобы успешно учиться.

А вот дети, которые предпочли шестое мнение, нацеленные, прежде всего, на получение оценок, в начальной школе вполне могут быть среди лучших учеников класса. Но со временем материал становится все сложнее, и ребенку оказывается не под силу успешно освоить его. Проблема в том, что у этих детей (Ра  разумеется, под влиянием взрослых) выработался интерес к получению «пятерок», а не знаний, или, говоря психологическим языком, произошел «сдвиг мотива на цель».

  Общаясь с такими первоклассниками, родителям стоит отказаться от вопроса: «Какие оценки ты сегодня получил?», гораздо продуктивнее интересоваться: «Что ты сегодня узнал нового?» Четвертое высказывание обычно выбирают малыши, у которых сформирован так называемый позиционный, или статусный, мотив к школьному обучению. В большинстве случаев психологи дают благоприятный прогноз развития этих детей.

   Ведь малыши так гордятся званием школьника и изо всех сил стараются ему соответствовать! А положительное отношение к учебе – это верный способ добиться в ней успеха. Если вашему ребенку оказались наиболее близки пятое или второе мнения, значит, у него сформирована правильная учебная мотивация (малыш ценит сам процесс получения знаний и те преимущества, которые дает образование в дальнейшей жизни). Вы можете не опасаться за ребенка: скорее всего, ему не грозит нервный стресс от учебных перегрузок или отставание от одноклассников в освоении программы.

 

Надо сказать, что мотивационная готовность к учебе у будущего школьника не является чем-то неизменным и взявшимся непонятно откуда – она постепенно формируется у малыша самими родителями. Проанализируйте, что вы говорите своему чаду перед началом занятий: «Будешь плохо учиться – я очень расстроюсь» или «В школе ты найдешь много друзей», а может « Без «пятерок» домой не возвращайся»?

Тогда искаженные представления ребенка о школе – это вовсе не его вина. Поэтому для того, чтобы малыш был готов к учебе, вы сами должны правильно представлять, для чего же она ему нужна. Почаще говорите ребенку, как интересно каждый день узнавать что-то новое, как школьные предметы помогут ему ориентироваться в мире взрослых, например, изучая математику, малыш сможет САМ ходить в магазин, а знания русского языка помогут, наконец, самостоятельно читать письма от бабушки, не дожидаясь ничьей помощи! Словом, пробудить у ребенка живой интерес к учебе вполне в ваших силах.

 

После зачисления детей в образовательное учреждение может осуществляться психолого-педагогическое тестирование, диагностическое обследование, собеседование с целью определения уровня подготовки детей к освоению образовательных программ повышенного уровня.

Результаты диагностического обследования, заключение психолого-педагогической комиссии о готовности к обучению носят рекомендательный характер для определения педагогическим коллективом форм и методов обучения ребенка и не могут использоваться как инструмент для отбора

 

Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу
    В возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впоследствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нужны.

Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и вразбивку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год, все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой, он ее о-своил, при-своил, сделал своей. Так что незнание месяцев - не признак неготовности к школе.

Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?

Фонематический слух

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.

Психолог вспоминает: "Привели на консультацию девочку. Четвертый класс. Внезапно пошли сплошные двойки по русскому. Я проверила все, что можно было проверить, - не могу нащупать причину, непонятно! Слушаю, смотрю. Вдруг вижу - она в слове лев пишет не в а ф. И тут я стала проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает мягкости-твердости, звонкости-глухоты. Стало ясно, что плохо учиться по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного фонематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не успевала проанализировать то, что пишет, и понять, какие буквы нужно писать".

- А почему раньше у нее были четверки-пятерки?

- В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала. Худо-бедно на простых словах и малых объемах справлялась. Недоразвитие было неочевидным, школьный логопед его не отследил.

Чтобы избежать этого, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке: "Папа пишет" - какие тут п? "Рыбка-ребенок" - какие р? "Ласковый лев" - какие л? И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!

Чувство величины.
   
Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание.Но не на электронных весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная.

Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.

Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается просто:

Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
эта долька для стрижа...
А для волка кожура.


А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:

Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен,
Распят!..


Последовательность изложения мыслей

"Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно. Обсуждаем задачу из его учебника: "На полке было десять книг, пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его, про что задача. Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие там книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз - про что задача? Говорит, про полку. Уточняю: раз про полку, то, наверное, в задаче говорится, что полка металлическая или из дерева, крашеная белой или черной краской? Нет. С третьего раза он догадался: задача про количество книг".

Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.

Ориентация в пространстве

В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.

Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.

(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще. Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни положение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее, кипяток!)

База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве - полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше.

- Дорогой психолог, вы не преувеличиваете? Такая очевидность! Это наверняка ясно и дошкольникам.

- Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек в этом году ни один не смог сразу пройти ковер ровно за шесть шагов. Они выстраивались в очередь. И у них ничего не получалось, пока одна девочка не сообразила, что нужно регулировать длину шага. И все с восторгом зашагали по ковру, и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за десять, и начались новые мучения. И снова не сразу, но кто-то догадался. А затем попросили пройти ковер за два шага. Дети растерялись. Встали. Загрустили. И кто-то вдруг спросил: "А прыгать можно?" Это было открытие.

Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе, воспитателе или умном папе (или маме) группа способна на большее, чем один ребенок. В ней действует некий коллективный разум. Кто-то что-то соображает, и это становится общим знанием.

Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками. Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо увернуться от мяча, в "расшибалочки", где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы.

Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку, туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат в основе всего сущего. Ребенок, который не чувствует ритма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не был

Категория: Информация для родителей | Добавил: учитель
Просмотров: 1140 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/1

ГОСУСЛУГИ.РУ