Приветствую Вас Гость!
Среда, 20.09.2017, 19:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Учитель Селедкова Л.В. Урок обучения грамоте. Тема. Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.
29.05.2009, 10:22

 

 

Тема. Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.

 

Цель: познакомить с буквами Ы, И как ориентирами чтения.

 

Задачи:1) закрепить знания детей  о звуках  [и], [ы], учить различать их в           словах и обозначать соответствующими буквами; определить роль букв и, ы при чтении;

           2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление;

           3)воспитывать культуру учебного труда.

 

Материалы к уроку: иллюстрации к речевой разминке, таблица «Звуки речи», таблица к игре «Путаница», демонстрационные карточки с гласными буквами, картинки с изображением лимонов, книг, тыкв, карточки со слогами, сигнальные карточки, запись на доске.

 

 

Ход урока

I Орг. момент.

Динь- динь – динь –

Звенит звонок:

Начинаем наш урок.

 

II Речевая разминка.

 

1.     Гимнастика для губ и языка.

а) «Жил – был язычок…»

 

 

     Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

 

б) Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

 

·        Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].

·         

- Что мы должны этим показать?

(Как копытами стучат лошади.)

 

·        Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

·         

·        Произнести скороговорку с разной интонацией:

                          - спокойно;

                          -  сердито;

                          - весело, бодро

 

-Для чего мы учимся произносить скороговорки?

(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

 

 

 

 

 

 

III Повторение изученного материала.

1. - Что нам помогает общаться?

    (Речь.)

     -Из чего состоит наша речь?

     (Из предложений.)

     -  Из чего состоят предложения?

      ( Из слов.)

      - Из чего состоят слова?

      ( Из звуков.)

2.Работа по таблице «Звуки речи».( см. слайд)

- Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

- Чем отличаются согласные от гласных?

- Чем отличаются ударные гласные от безударных?

- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)

 

3.Повторение о роли гласных букв

- К нам пришли на урок буквы.(На доске буквы: А,О,У,Э,Я,Ё,Ю,Е)

- Назовите их.(Хором)

- На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

 

- Какие буквы  указывают на  твёрдость предшествующего согласного?

(А, О, У, Э )

/Выставляю карточку             /

 

-Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

(Я, Е,Ё, Ю).

 

/Выставляю карточку                /

 

 

ФИЗМИНУТКА

«Кузнечики», «Стрекоза».

 

 

IV Работа над новым материалом.

 

1.     Определение темы.

Игра «Путаница»

- К нам на урок спешили буквы да запутались. Какие эти буквы?

 

 

(Выставляю буквы на доску: И, и, ы.)

 

Стадия вызова

Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эти буквы?

 

( Дети  предлагают свои предположения.)

 

-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв и  и  ы в словах.

 

- Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять  буквы и  и  ы? (На что они могут указывать в словах?)

 

 

( Дети предлагают свои версии.)

 

- Проверим ваши предположения.

 

 

2.Слогозвуковой анализ слова «лимоны». ( Стадия осмысления)

 

(Показываю картинку, на которой изображены лимоны.)

 

- Что изображено?

(Лимоны.)

-Составим схему к этому слову. Открыли тетради для печатания.

(1 ученик работает у доски.)

 

- Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?

([и])

- Какой буквой обозначим?

( Буквой  и.)

Подпишем её под гласным звуком.

-Какой согласный перед буквой  и?

(Мягкий)

-Значит, на что указывает буква и?

(На мягкость предшествующего согласного.)

 

 

-Какой гласный звук в третьем слоге?

([ы])

-Какой буквой обозначим?

(Буквой  ы.)

-Какой согласный перед буквой ы?

(Твёрдый.)

-Значит, на что указывает буква  ы?

(На твёрдость предшествующего согласного.)

- Правильны ли были ваши предположения?

(Дети дают ответы.)

-Сделайте вывод о работе букв и  и  ы. которую они выполняют в словах.

(Дети делают вывод, используя опорные схемы:

 

 

3.Буквы  И, и, ы.

- А теперь посмотрим, кто самый наблюдательный.

-Посмотрите на буквы. Что интересного вы заметили?

(Нет заглавной буквы ы.)

- Как вы думаете, почему?

(Заглавная буква ы отсутствует, т. к. она в русском языке не употребляется.)

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

(музыкальная)

 

V Закрепление  пройденного материала. (Стадия рефлексии)

 

1.     Чтение слогов. (Работа в парах)

(У детей на столах листы., которых написаны слоги:

 

МЫ   НЫ   ЛЫ   РЫ                   мыло

 

МИ    НИ   ЛИ    РИ                     Мила

 

- Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)

 

- Прочитаем хором.

 

-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.

(МИ, НИ, ЛИ, РИ)

-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?

 (Буква  и.)

 

- Дополни слоги до целого слова.

 

МИ – мир, милый, Миша

НИ – низ, Нина

ЛИ – липа, лимон

РИ – рис, рисунок

 

 

- Прочитайте  слоги, где согласный произносится твёрдо.

( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)

 

 

- Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?

(Буква  Ы)

 

-Дополни слоги до целого слова.

 

МЫ  - мыло, мысли, мыши         

НЫ – нырять                                  

ЛЫ – лыжи, лыжня                        

РЫ – рыба, рысь                         

 

- Какой слог сам по себе является словом?

(Мы)

- Составьте предложение, употребив в нём это слово.

(Мы ходили с мамой в театр.)

 

3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов. (Работа с сигнальными карточками.)

 

- Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость  и мягкость согласных звуков. В этом нам поможет разобраться игра.

 

Игра «Один – много».

 

-Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.

 

(У  каждого ученика карточки с буквами   И, Ы.)

     Шар – шары

День – дни

Стол – столы

Конь -  кони

Гриб – грибы

 

- Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их соответствующими буквами?

( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)

 

- Значит, если буквы  И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.

 

5. Работа по учебнику «Азбука», с.53.

     1)  -  Прочитайте заголовок.

     (Считалка)

     - Где мы используем считалку?

    ( Когда играем. Нужно выбрать водящего.)

     -Сегодня мы познакомимся ещё с одной считалкой.

     2) Чтение считалки читающими детьми ( по 2 строчки).

     3) Игра «Внимательный читатель»

 

- Прочитайте слова, где встречается буква ы.

(аты – баты, солдаты)

 

- Прочитайте слова, где встречается буква  И.

(шли, купили, стоит, три)

 

-Есть ли в этой считалке слова, которые не употребляются в речи?

(Аты – баты.)

 

-Мы на риторике с вами говорили, что в считалках иногда встречаются слова, не имеющие смысла, они взяты для чёткости счёта, что  и является примером «слово» аты-баты.

 

4) Чтение отдельных гласных букв в тексте считалки.

(Дети читают по цепочке – 1 ученик 1 строчка)

VI  Итог урока.

- Мы сегодня хорошо потрудились.

- Чему учились на уроке?

- Какую роль играют буквы  Ы  и  И в словах?

( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.

2.Если  буквы И  и  Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)

 

- А теперь найдите сложите фигурки и прочитайте мои мысли о ваших успехах:  

(Спасибо, молодцы, здорово)

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: учитель
Просмотров: 7199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2

ГОСУСЛУГИ.РУ