Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Приветствую Вас Гость!
Среда, 26.07.2017, 01:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Включить версию для слабовидящих

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
lesleyea2

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Тюдина Л.В. Урок литературы Тема. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермалая Еразма.
29.05.2009, 08:43

Тема. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермалая Еразма.

Тип урока – анализ художественного произведения.

Технологическое сопровождение урока:

  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные  технологии;
  • технология воспитания духовной культуры;
  • технология педагогического сотрудничества, здоровьесберегающий  компонент (динамическая пауза)
  • Методы обучения: 
  • метод творческого чтения;
  • иллюстративный метод;
  • эвристический метод;
  • поисковый метод;
  • метод анализа и синтеза.

 

Литература:

 1. Литература. 8 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением литературы / Авт.-сост. А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина, - . М.: Дрофа, 2002.

2.Книжная полка. 8 кл.: Книга для чтения / Сост. М.Б. Ладыгин, В.В. Папсуев,       Т.Г. Тренина; Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 2002.

         3. Смирнова Н.Е. Литература. Игровые уроки. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2002.

         4. Тингаев В. Времён связующая нить. Бугуруслан, 1994.

Интернет-ресурсы:

  • http://wiki.iteach.ru/index.php
  •  http:// Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов//      Литература. 7 класс, 8класс, тестовый опрос по древнерусской литературе
  • wikipedia.org/wiki/ Бугуруслан.ru
  • www. mojgorod.ru/orenburg_obl/buguruslan/index.html

 

Цели:

  • Ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских», формировать навык вчитывания в подтекст произведения, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков, настроить на серьёзную подготовку к встрече с древнерусской литературой.

·        Развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы; умение цитировать.

·        Воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам – писцам, оставившим свидетельство высокой морали, поучений и забот.

Оборудование урока:

·        Выставка репродукций древнерусской живописи (икон).

·        Аудиозапись церковного песнопения.

·        Компьютерная презентация к уроку.

·        Аудиозапись текста «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Ход урока:

 

I.                   Организационный момент.                                                                           Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!                                                                                       

 

II.                Сообщение темы урока.                                                                                                       Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы. (Слайд1)

 

III.             Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы (Слайд 2 - 11)

Звучат запись древнерусской музыки, церковные песнопения, медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи созвучной повести. Это произведения Андрея Рублёва: «Спас», «Архангел Михаил», «Спас в силах», «Троица»- с которой сопоставлял повесть Ермолая-Еразма Д.С. Лихачёв, а также иконы Дионисия с их тонким изяществом и созерцательным умиротворением.

(На этом фоне – слова учителя)

- Многие из Вас были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие, всматривались в лики святых. Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения нереальных личностей или простых людей, которые жили среди обычных людей?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Вы знаете, что в августе этого года в нашем городе проходили раскопки. Какие? Дело в том, что среди новомучеников и исповедников российских прославлен священномученик Константин Сухов.

- Кто может рассказать о нём?

Его расстреляли в 1918 году недалеко от Спасо-Воздвиженского собора    г. Бугуруслана. Взяли во время Божественной Литургии: отец Константин у Престола в алтаре во всеуслышание поминал расстрелянных членов царской семьи. Факт мученической кончины священника Константина Сухова подтвержден материалами, сохранившимися в архивах ФСБ.

Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский, счел необходимым обратиться в Синодальную комиссию по канонизации святых с просьбой рассмотреть вопрос о причислении к числу новомучеников и исповедников российских священномученика Константина, бывшего клириком Самарской епарх (до 1933 года Бугуруслан принадлежал к Самарской епархии). И вот на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в 2001 году принято решение о причислении к Лику Святых священномученика Константина.

- У бугурусланцев появился свой святой покровитель и заступник перед Господом.

- А каких ещё святых особенно почитают жители нашего города?

(Верующие нашего города особо почитают святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, считают их своими покровителями).

Священномученик Константин был расстрелян осенью 1918 года. И осенью Святая Церковь отмечает праздник святых миротворцев — Феодора, Давида и Константина.

Книга о Константине Сухове есть в нашей церкви.

 

 

IY. Вступительное слово учителя.

Люди земли русской... Кому неизвестны имена истинных русичей: Сергея Радонежского, Бориса и Глеба...

1. Работа с эпиграфом. Слова Д.С.Лихачёва.

- Чему посвящен эпиграф? Какова основная мысль?

- Когда вы слышите сочетание слов «древнерусская литература», какие мысли у вас возникают?

(Звучит аудиозапись начала «Повести о Петре...»)

- Начало какого произведения вы прослушали?

-Жемчужиной древнерусской литературы по праву называют «Повесть о Петре и Февронии Муромских», созданную в конце 40-х годов XYI века писателем и публицистом, псковским священником Ермолаем. Фамилия до нас не дошла. Известно только, что, приняв монашество, он получил имя Еразм, что в переводе с греческого означает «прегрешный».

Запись темы урока и эпиграфа.

(На доске и в тетрадях учащихся запись: повесть создана в конце 40-х годов XYI века. Она относится к муромо-рязанской литературе. Автор - Ермолай Еразм).

2. История создания повести. Индивидуальное сообщение ученика.

- Слово....

Летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо. Состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.

IY. Работа с текстом произведения.

- Соприкоснёмся с художественным миром произведения.

1. Каким предстает перед нами автор повести?

(Скромный, кроткий, глубоко верующий, смиренно сознаёт своё несовершенство как писателя, но благодарит Бога за творческий дар).

2. Какие особенности стиля писателя можно отметить?

(Высокий стиль, много восклицательных предложений, восхваляет не только героев, но и Бога, много эпитетов, характерных для духовной литературы, много слов, употребляемой в духовной религиозной литературе).

3. Каков жанр этого произведения? (житийная повесть)

4. А что называется повестью? (Повесть — средний эпический жанр, объединяющий традиции устного и письменного повествования, фантастики и уважение к исторической достоверности, отражение действительности в непринужденной форме).

5. А что такое житие? (Житие — один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века).

Виды.

«Мученичество», описывающий мученичество и смерть святого.

Житие-биос (от рождения до смерти).

6. На сколько смысловых частей можно разделить произведение?

(На две: первая часть — утверждение богоизбранничества братолюбивого князя змееборца. Вторая посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление).

7. С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).

8. Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?

(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).

9. Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).

10. С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)

11. Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

12. Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом

13. Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит помощь).

14. Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

15. Прочитайте, как заканчивается первая часть.

Вторая часть повести.

16. Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?

Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.

Прочитайте в повести загадки Февронии.

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

- С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

1. Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.

2. Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?

3. Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой характера он обладает?

4. Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смелость — настоящие качества мужского характера).

5. Когда слуга назвал Февронию «девой мудрой»?

6. Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?

7. Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)

8. Думает ли он об обязательстве жениться?

9. Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).

10. Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.

11. Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?

12. Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна).

13. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…  Как об этом говорит автор? Прочитайте

14. Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).

15. Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?

16. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим).

17. Почему Петр и Феврония вернулись в город?

18. Литературовед Гудзий видит в Февронии “натуру одарённую, волевую”. Согласны ли вы с этим? Докажите. (В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он сам лишил себя самодержства, Феврония подбадривает его, укрепляет веру).

19. Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.

20. В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

21. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

22. Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?

Аудиозапись.

23. Как это характеризует Февронию и Петра?

24. Какие черты характера проявляются в поступках Февронии?

25. Нравится ли вам Феврония? Да или нет, и почему? Д.С. Лихачев отмечал:

«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

Y. Решение кроссворда.

 - Определите слово, взятое из повести, характеризующее героя по начальной и конечной букве.

 - Какие человеческие качества ценились в древней Руси.

(Мудрость добросердечие, милосердие, смирение).

 - А в современное время эти качества ценятся?

 - О чём заставила задуматься повесть?

YII. Домашнее задание по выбору.

·        Написать эссе на тему «О чём заставила задуматься повесть?» и прислать его мне на электронный адрес gimnazialuda@rambler.ru

·        Творческой группе в составе … в течение 2 недель представить проект «Русская старина…Свидетельство высокой морали…» с целью последующего размещения  на сайте http://wiki.iteach.ru/index.php

·        Индивидуальное задание … - выполнить обучающий тест, который представлен на сайте:

      http:// Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов//      Литература. 7 класс, 8класс,тестовый опрос по древнерусской литературе

УШ. Итог урока.

- В “Повести” рассказывается, что в конце жизни Пётр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение имён в произведении тоже играет большую роль. После смерти Пётр и Феврония были канонизированы. Одно из значений глагола означает причислить к лику святых. С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности. В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня  хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

Возвращение к эпиграфу урока.

- Отвечал ли эпиграф идее нашего урока.

«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего».

- Символом нашего урока была свеча. Огонь - это олицетворение тепла, памяти. Каждый человек должен знать свою историю, свои корни. А сильные корни дают сильное молодое поколение.

- Спасибо за урок.

Категория: Методическая копилка | Добавил: учитель
Просмотров: 20430 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.9/15

ГОСУСЛУГИ.РУ