Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Приветствую Вас Гость!
Вторник, 25.07.2017, 19:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Включить версию для слабовидящих

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Александрова С.Г. Урок информатики в 9 классе. Тема: «Структура программы на Turbo Pascal».
29.05.2009, 07:51

Тема: «Структура программы на Turbo Pascal».

Цели урока:

1.      Образовательная. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия алгоритм, программы, структуры программы, научить создавать простые программы на языке программирования Turbo Pascal.

2.      Развивающая. Развивать алгоритмическое мышление, познавательные интересы, навыки работы на компьютере.

3.      Воспитательная. Продолжить формирование коммуникативной культуры , информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод объяснения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства урока:

1.      Учебная литература.

2.      Презентация для закрепления нового материала.

3.      Карточки с набором разноуровневых заданий.

План урока:

        I.            Организационный момент. (1 мин)

     II.            Актуализация и проверка знаний. (5 мин)

   III.            Теоретическая часть. Изучение нового материала. (10 мин)

    IV.            Практическая часть.  Закрепление изученного материала.(15 мин)

      V.            Домашнее задание (2 мин)

    VI.            Вопросы учеников. (5 мин)

 VII.            Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационый момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация и проверка знаний.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа?

(Можно использовать текст)

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала.

Язык программирования.

Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается  программа - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.

Транслятор — средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык, «понятный» компьютеру. Трансляторы бывают двух типов — интерпретаторы и компиляторы. Отличие между ними заключается в том, что интерпретатор последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы, а компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код.

Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).

Для написания текста программы можно использовать обычный текстовый редактор (например, Блокнот), а затем с помощью компилятора перевести её в машинный код, т.е. получить исполняемую программу. Но проще и удобнее пользоваться специальными интегрированными средами программирования.

На заре компьютерной эры, в 50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.

В 60—70-е годы для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл).

Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Бейсик (Basic), созданный в 1964 году. В течение последующего времени Бейсик развивался, появлялись его различные версии (MSX-Basic, Бейсик-Агат, QBasic и др.). Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.

Первая версия языка Паскаль была разработана швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1968 году. Первоначально язык предназначался для целей обучения, поскольку он является достаточно детерминированным, т.е. все подчиняется определенным правилам, исключений из которых не так много. Основные характеристики: относительно небольшое количество базовых понятий, простой синтаксис, быстрый компилятор для перевода исходных текстов в машинный код.

В 1992 г. фирма Borland International выпустила два пакета, основанных на языке Паскаль: Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0. Первый может работать в трех режимах - обычном и защищенном режимах MS DOS и в системе Windows. Для него необходимо порядка 30 Мбайт на жестком диске и около 2 Мбайт оперативной памяти. Турбо Паскаль 7.0 работает только в обычном режиме MS DOS и менее требователен к характеристикам компьютера. Поскольку основные компоненты, которые мы будем рассматривать в нашем курсе, совпадают в обоих продуктах, в дальнейшем будет использоваться название Турбо Паскаль.

Пакет включает в себя алгоритмический язык программирования высокого уровня, встроенный редактор и среду, предназначенную для отладки и запуска программ. Кроме того, пакет содержит большой объем справочной информации (англоязычной). Как известно, языки программирования делятся на два типа: интерпретаторы и компиляторы. Турбо Паскаль относится к компиляторным языкам.

Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине.

Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.

В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.

Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

Под алфавитом языка понимают совокупность допустимых символов. В языке Турбо Паскаль используются символы ASCII (американский стандартный код обмена информацией). Можно выделить четыре основные группы символов: символы, используемые в идентификаторах, разделители, специальные символы и неиспользуемые символы.

Идентификатор - это имя любого объекта языка. Он может состоять из латинских букв (a...z), цифр (0...9) и знака подчеркивания и не должен начинаться с цифры. Прописные и строчные буквы в идентификаторах и зарезервированных словах считаются идентичными, они различаются лишь в строковых константах. Длина идентификатора не ограничена, но значимыми являются лишь первые 63 символа.

Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел и зарезервированных слов. К разделителям относятся, например, пробел и комментарий. В любом месте программы, где разрешается один пробел, их можно вставить любое количество.

Комментарии заключаются либо в фигурные скобки { комментарий 1 }, либо в символы (* комментарий 2 *) и могут занимать любое количество строк.

К специальным знакам относятся знаки пунктуации (. () [] .. : ;), знаки операций и зарезервированные слова. Знаки операций могут быть как символьные (+, -, *, / и т.д.), так и буквенными (mod, div, not). Зарезервированные слова являются служебными и не могут быть переопределены пользователем, т.е. их нельзя использовать как имена пользовательских объектов.

Неиспользуемые символы - это коды ASCII, которые используются только в комментариях и символьных строках, но не в языке. К ним относятся все русские буквы, а также символы %, &, ! и т.п.

Структура программы.

Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:

program имя_программы;

uses

Подключение модулей

const

Раздел описания констант

label

Раздел описания меток

type

Раздел описания типов

var

Раздел описания переменнных

begin

Тело программы

end.

Начинается программа с заголовка. После заголовка на схеме представлены разделы описания констант, меток, типов, переменных, а также раздел, в котором подключаются используемые модули. Причем Турбо Паскаль вовсе не предписывает  в каком порядке должны идти эти разделы. Однако если в одном из разделов объявлен элемент программы, на который имеется ссылка в другом разделе, то описание, на которое имеется ссылка должно предшествовать ссылающему описанию. Например, если в разделе объявления переменных объявляется переменная того типа, который описывается в разделе описания типов, то сначала описывается тип, а затем переменная.

type

IntList = array[1..100] of Integer;

var

mylist : IntList;

Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой.

Вопросы:

·  Что такое транслятор?

·  Какие языки программирования вы знаете?

·  Что такое оператор?

·  Какую структуру имеет программа на языке Турбо Паскаль?

 

III. Практическая часть. Закрепление изученного материала.

В качестве примера рассмотрим программу вычисления площади прямоугольника (блок-схему этого алгоритма мы записывали на прошлом занятии):

program SquareRectangle; {вычисление площади прямоугольника}

uses WinCrt;

var

a, b, s: real;

begin

write('Введите высоту: ');

readln(a);

write('Введите ширину: ');

readln(b);

s:=a*b;

writeln('Площадь равна: ',s:5:2);

end.

Программа начинается со слова program. После служебного слова program записывается имя программы. В нашей программе именем является SquareRectangle. Имя программы записывается на английском языке и задается произвольно автором программы. В конце первой строки, после имени программы стоит ";" - точка с запятой. Этот знак указывает на то, что некоторая инструкция закончена и за ней будет записана следующая инструкция. Точка с запятой является обязательным разделительным знаком в языке Паскаль.

Далее идет блок подключения модуля WinCrt (для Borland Pascal for Windows).

В следующем разделе описываются переменные. В программе используются 3 переменные (a, b, s), все они имеют тип real.

Далее в программе следует служебное, зарезервированное, слово begin (начать), которым начинается раздел операторов.

В этом разделе последовательно записываются команды, операторы, которые разделяются ";" - точкой с запятой. Они будут выполняться компьютером.

Значения переменных в нашей программе вводятся с клавиатуры. Для ввода ширины и длины используется процедура ввода readln. Подробнее о стандартных процедурах ввода и вывода мы поговорим позднее. Запустим программу и проверим ее работу.

Программа заканчивается служебным словом end, после которого стоит точка. Она является обязательной во всех паскалевских программах. Точка оповещает о конце текста программы.

Запустите программу и изучите ее работу.

Теперь исправьте программу для вычисления периметра квадрата.

Учащиеся выполняют задание.

IV. Домашнее задание.

Знать, что такое алгоритм, программа, транслятор, переменная, структура программы. Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию.

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с тем, что такое программа, зачем нужен транслятор, что такое оператор. Познакомились со структурой программы, с понятием переменной. Написали свою небольшую программу.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: учитель
Просмотров: 3359 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

ГОСУСЛУГИ.РУ