Приветствую Вас Гость!
Пятница, 24.11.2017, 02:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Категории раздела

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Информация об ОУ

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Коврина Т.А. Серия уроков по развитию познавательой активности младших школьников
27.05.2009, 08:15

Серия уроков по развитию познавательной деятельности младших школьников

 

Пропедевтический этап

1. Тема: «Речь…Первые открытия, первые школьные правила»

Цель: Познакомить с ролью речи в жизни людей.

Задачи:

1. Ввести понятие «Речь»

2. Развивать познавательную активность при использовании в речи этикетных формул общения

3. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: Маски сказочных героев, учебник «Азбука», опорное слово на карточке «Речь»

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети.

Рассаживаю по рядам.

2. Поэтическая минутка.

(выразительное чтение любого четверостишья)

- Понравилось вам чтение? Чем?

3. Работа по теме урока.

 (На столе – клетка с попугаем. Его зовут Кеша)

- Ребята, а давайте послушаем, что нам расскажет Кеша о том, как он скучает без нас по вечерам.

(дети слушают)

- Что получилось?

(Ничего не поняли).

- Почему нам не удалось ничего понять?

(Попугай произносит непонятные звуки).

- Что нужно для того, чтобы мы могли понять друг друга?

(на доске – опорное слово – речь, некоторые дети могут прочитать и сделать предположение, что нам для общения нужна речь).

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка ра-а-а-аненько встает,

Шейку моет, спинку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 – Хомка си-и-ильным

Хочет стать.

 

Работа с учебником.

С. 6.

- Расскажите, что делают дети на картинках. Одно условие – нельзя произносить слова.

(дети пробуют)

- Какая проблема у вас возникла?

(без слов невозможно передать мысль)

- Продолжаем беседовать по картинкам.

- Что делают дети на детской площадке?

(дети играют с мячом, разговаривают друг с другом)

- А о чем они могут разговаривать?

- Почему мальчик при разговоре с мамой улыбается?

(у него хорошее настроение)

- О чем он может ей рассказывать?

 - Почему ему понравилось в школе?

 

4. Обобщение изученного.

С.7

- Для чего в работе по с.7 мы можем использовать речь?

(чтобы рассказать о сказочных героях, вспомнить сказку)

Инсценирование сказки.

(дети надевают маски героев и изображают сказку «Теремок»)

- Какая речь вам понадобилась?

(спокойная)

- А может ли речь быть громкой?

(да, когда много постороннего шума)

 

С.7 – знакомство со схемой, условным обозначением речи.

- Молодцы!

За хорошую работу на уроке волшебница Речь дарит вам загадки.

(методические рекомендации Н.М.Бетеньковой, Н.С.Кузьменко)

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот знания приобретет. (Школа)

 

Если б не было ее,

 Не сказал бы ничего.. (Речь)

 

Всегда он в работе,

Когда говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык)

5. Итог урока.

Какие трудности возникали на уроке?

 

  2. Тема: «Речь…Правила вежливости во время разговора»

Цель: Познакомить с основными правилами хорошей речи

Задачи: 1. научить детей пользоваться правилами хорошей речи

2. Развивать познавательную активность через умение работать в парах

3. Воспитывать культуру общения .

Оборудование: Иллюстрация для скороговорки «Воронина макаронина» , опорное слово на карточке «Речь», «волшебный» сундучок (в нем – слова вежливости)

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

Сядут за парты тихо девочки…..мальчики.

2. Речевая разминка.

Разучивание скороговорки «Воронина макаронина».

Если с дерева упала макаронина,

Значит эта макаронина – Воронина.

Проворонила ворона макаронину,

Съела галка макаронину Воронину.

 

3.Повторение изученного

Работа в парах.

- Расскажите друг другу, что вы знаете о речи.

4. Работа по теме урока.

- Сегодня мы продолжим «раскрывать секреты» нашей речи. Тому кто их знает, будет легче учиться, находить хороших друзей. Как вы думаете, какой должна быть наша речь? Есть ли у речи свои правила"

(дети предлагают различные ответы)

-  Наша речь должна быть вежливой и понятной, нам предстоит убедиться в этом на уроке.

Работа с учебником.

Беседа по картинкам азбуки на с. 8.

-    Как вы думаете, почему дети первоклассники на уроке не от­вечают учителю хором, не выкрикивают, а поднимают руку и ждут, когда учительница спросит одного, затем другого ученика?..

 (Они соблюдают правила хорошей речи)

- Правильно! В классе много детей, и если все заговорят, нарушится важное правило речи: говорить надо по очереди. Тиши­ну на уроке следует беречь, ведь не все сразу знают ответ на вопрос. Выкрикивая, ты не даешь другому ученику подумать.

-А как надо от­вечать на вопрос учителя, тихо, громко или нормальным голосом?
- Почему надо отвечать громко? (Чтобы слышали все дети класса.)

-    Посмотрите на вторую картинку, соблюдают ли правила хоро­шей речи ребята? (Нет, когда учитель говорит, нельзя разговари­вать - можно не услышать важного сообщения.)

-    Посмотрите на третий рисунок, как можно помочь мальчику, у которого нет инструментов для работы? А может быть, он просто очень стеснительный? Какие слова вы скажите ему, чтобы подбод­рить, привлечь к работе? Какие вежливые, волшебные слова сле­дует помнить на уроке? (Пожалуйста, спасибо.)

Физминутка. Игра-упражнение «Пожалуйста».

Я показываю различные движения, сопровождая их словами: хорошо, правиль­но, вверх, вниз, влево, вправо и т. д. Вы должны повторить их лишь в том случае, если добавляется слово «пожалуйста». Кто оши­бется, тот выбывает из игры.

 

-Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминут­но.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится всем неуютно

5. Закрепление изученного.

Игра «Волшебный сундучок»

- Ребята, давайте сложим в этот сундучок все волшебные слова, которые использовали на уроке. Можно добавить свои.

(до свидания, спасибо, пожалуйста, простите, здравствуйте)

6. Итог урока.

Какие слова делают нашу речь красивой? Что дома расскажете родителям?

 

 

 

3. Тема: «Об одном и том же по-разному».

Цель: Познакомить с разными видами речи.

Задачи: 1. Познакомить детей с тем, что речь может зависеть от ситуаций.

2. Развивать познавательную активность через умение пользоваться правилами поведения и этикетными формулами  в общения и с окружающими.

3. Воспитывать дисциплинированность.

Оборудование:  Осенние листочки с деревьев, предметная картинка «Попугаи», «волшебная шкатулка»

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Тихо сядут дети в светлой обуви,….в темной.

(развитие и активизация внимания)

2. Речевая разминка.

Скороговорка «Попугаи»

Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Попугаю в ответ попугай:

«Попугай! Попугай! Попугай!»

3. Повторение изученного.

 - Ребята, наша «волшебная шкатулка» опять пуста! Что делать?

(собрать ее снова)

- Давайте мы сложим туда все слова хорошей речи, которыми вы пользовались дома или при общении друг с другом.

(дети называют слова)

- Спасибо большое! Вы очень меня порадовали.

4. Работа по теме урока.

На доске прикреплен только один кленовый листок.

- Что это значит? Сегодня на уроке нам не о чем будет разговаривать!

(дети предлагают свои варианты – повесить еще картинки…)

 - А нет ли возможности сказать по-разному об этом одном листке?

(листок, кленовый листок, красивый осенний листок…)

- Какой из предложенных вариантов самый красивый?

- В некоторых случаях мы можем говорить по-деловому, а в некоторых – как бы рисуем словами.

                                                 Физминутка.

Буратино потянулся,

1 нагнулся, 2 нагнулся

Руки в стороны развел.

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Работа по азбуке на с. 10.

Рассмотрите картинку осеннего леса. Скажите коротко, по-деловому, ясно и понятно, что вы видите на ней. Сравните свой ответ c тем, что написано под картинкой. (читают читающие дети)

- А теперь вспомните погожий осенний денек, посмотрите еще раз на картинку и попробуйте сами как бы нарисовать ее красивыми словами.

- Послушайте еще три текста об осени и определите, в каком из них звучит деловая речь, а в каком - живописная, картинная, передающая разные настроения.

«Раскрасила осень разноцветными красками все деревья. Ha рябину она одела в особый печальный наряд. Словно прощаясь с теплым летом, решила утешить ее яркими красками, да перестаралась. Загорелся костер из листьев. Не зря все птицы слетелись, как будто жмутся к теплу и лакомятся сочными вкусными бусинками рябиновых ягод».

«Наступила осень. Ягоды рябины созрели и покраснели».

«Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют».

(дети предлагают свои мысли)

5. Закрепление изученного.

Продолжение работы по азбуке.

Посмотрите на изображение лисы. Попробуйте сказать о
лисе по-деловому.... А теперь словами нарисуйте картинку рыжей
лисички....

 

Работа со схемой на стр.11.

- Какая речь картинная, а какая деловая?

6. Итог урока.

Какой еще секрет речи мы с вами раскрыли?

  

Категория: Методическая копилка | Добавил: учитель
Просмотров: 1800 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

ГОСУСЛУГИ.РУ