Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.11.2017, 09:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Меню сайта

Мониторинг

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ.РУ

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Информация об ОУ

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Полезные ссылки

Управление образованием МО

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Социальная сеть работников образования

Персональные данные.дети

МЭОЦ

Информация лоя родителей

Готовность ребенка к школе К сожалению, не все родители первоклассников столь оптимистичны. Даже если малыш уже пере-ступил порог школы, мы все равно порой поглядываем на ребенка с сомнением и тревогой: не рано-вато ли мы выпустили его во «взрослую» жизнь, не слишком ли он мал, чтобы каждый день носить ранец и дисциплинированно сидеть за партой, готов ли он к этому? Вот тут-то и надо разобраться, что означает понятие «готовность к школе». Специалисты вклады-вают в этот термин гораздо больше смыслов, чем родители, не изучавшие специально такой вопрос. Конечно, для того, чтобы выдерживать новые, непривычные нагрузки, малыш должен достигнуть определенной физической, или антропологической, зрелости. Имеется в виду уровень развития его тела: рост, длина туловища и конечностей. Существует простой тест на определение физической готовности ребенка к школе: если малыш легко может сомкнуть поднятые руки у себя над головой, значит, уровень зрелости его организма вполне позво-ляет приступить к учебе. Однако это вовсе не значит, что ребенку гарантирована прекрасная успе-ваемость. Для того чтобы стать по-настоящему хорошим учеником, малышу необходимо серьезно постараться. И без помощи взрослых ему не обойтись. Эрудиция – не самое главное Родители будущих первоклассников часто стремятся еще до начала учебы «вооружить» своих чад как можно большим количеством знаний, совершенно справедливо полагая, что ребенок должен быть интеллектуально готов к школе. Но современный мир устроен так, что на малышей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому ребенок может страдать от чего угодно, но уж никак не от недостатка образов и знаний. Проблема в другом: очень часто, получая обилие впечатлений, малыш не умеет их систематизи-ровать, обобщать, выстраивать даже простейшие аналогии. А между тем именно умение совершать мыслительные операции и определяет интеллектуальную готовность ребенка к школе. Еще одна распространенная причина спешной «подготовки» малыша к занятиям – тестовые проверки зачис-ленных ребят, предусмотренные в некоторых школах. Родителям не стоит бояться этой процедуры: ребенка никто не экзаменует. Психологи лишь помогают родителям лучше понять своего малыша и подобрать для него наиболее подходящую систему обучения. Для того, чтобы проверить, насколько умственное развитие малыша позволяет начать учебу в школе, можно предложить ему вопросы тес-та, разработанного психологом Ярославом Йирасиком : 1. Какое животное больше – лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = -5 баллов. 2. Утром вы завтракаете, а днем … Обедаем = 0 баллов, неправильный ответ = -3 балла. 3. Днем светло, а ночью … Темно = 0 баллов, неправильный ответ = -4 балла. 4. Небо голубое, а трава … Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = -4 балла. 5. Черешни, груши, яблоки, сливы – это … Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = -1 балл. 6. Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем (чтобы никто не попал под поезд) = 0 баллов, непра-вильный ответ = -1 балл. 7. Что такое Москва, Ростов, Киев? Города = 1 балл, станции = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл. 8. Который час показывают часы? Называет правильно = 4 балла, только час, в минутах затрудняется = 3 бала, не знает часов = 0 баллов. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …., маленькая 9. овечка – это ….? Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл. 10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что в них одинакового? На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл, на курицу = -3 балла. 11. Почему во всех автомобилях есть тормоза? Называет две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опас-ности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл, называет одну причину = 0 баллов, неправильный ответ (например, машина не ехала бы без тормозов) = -1 балл. 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Называет два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3 балла, называет одно подобие = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов. 13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла, одно подобие = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов. 14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла, винт завинчивается, а гвоздь забивается (или: у винта – гайка) = 2 балла, неправильный от-вет = 0 баллов. 15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это… Спорт, физкультура = 3 балла, игры, упражнения, гимнастика, состязания = 2 балла, неправиль-ный ответ = 0 баллов. 16. Какие ты знаешь транспортные средства? Называет три любых наземных транспортных средства, самолет и корабль = 4 балла, только три наземных средства или полный перечень, но только после вашего пояснения, что транспортные средства – это то, чем можно куда-то двигаться = 2 балла, непра неправильный ответ = 0 бал-лов. 17. Чем отличается старый человек от молодого? Называет три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так рабо-тать, плохо видит, плохо слышит и т.д.) = 4 балла, одно или два различия = 2 балла, неправильный ответ (например, у него палка, он курит) = 0 баллов. 18. Почему люди занимаются спортом? Называет две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, чтобы прямо держаться, не быть толстыми, чтобы добиться рекордов) = 4 балла, называет одну при-чину = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов. 19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? За него должны работать остальные, кто-то несет ущерб, человек мало зарабатывает и не мо-жет ничего купить = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов. 20. Почему на конверт нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов, чтобы адресат не платил штраф = 2 бал-ла, неправильный ответ = 0 баллов. Дети, набравшие более 13-ти баллов, без сомнения, интеллектуально готовы к школе. У таких малышей хорошая эрудиция (хотя, повторюсь, это не главное), активно формируется умение обоб-щать, проводить аналогии. Словом, умственное развитие этих детей вполне позволяет им стать пер-воклашками. Малыши, получившие по результатам теста от 0 до 13 баллов, тоже неплохо ориентируются в пред-метах и понятиях окружающего мира, но все же, если вы хотите, чтобы у них не было проблем с успеваемостью, уделите больше внимания знаниям своего ребенка. Не надо специально с ним «за-ниматься», «натаскивать», просто разговаривайте с малышом обо всем, что вы видите, что его инте-ресует, отвечайте на вопросы и поощряйте их возникновение. Это обязательно поможет расширить кругозор будущего школьника и предупредить трудности с учебой. Что касается малышей, набравших меньше 0 баллов, то у них весьма вероятны проблемы с успеваемостью, и родителям стоит еще раз задуматься, действительно ли необходимо малышу сей-час идти в школу. Обучение будет для него гораздо более серьезной нагрузкой, чем для других пер-воклассников, а значит, существует реальная опасность того, что у ребенка возникнет стойкое от-вращение к учебе. Зачем ему идти в школу? Конечно, неплохо, если будущий первоклассник многое знает, умеет читать, писать и считать. Особенно если учесть, что сегодня большинство приходящих в школу малышей уже владеет этими навыками, поэтому для ребенка, не освоившего их, существует риск сразу оказаться в позиции от-стающего. И все-таки, проблема решаема, если у малыша есть стремление учиться, развита воля, если он в со-стоянии концентрировать внимание на задании и объяснении учителя, принимает новые для себя обязанности, умеет управлять своим поведением. А это значит, что практически любые пробелы в знаниях первоклассника восполнимы, если у него сформирована личностная готовность к обуче-нию. Практика показывает, что в этом смысле наиболее приспособленными к школе оказываются дети, посещавшие не только детский сад, но и спортивные секции. Ведь занятия спортом, пожалуй, лучше всего дисциплинируют маленьких непосед, учат подчиняться правилам и осознанно контролировать свои действия. Именно этого умения и не хватает большинству малышей, поэтому, кстати, и про-блема готовности к школе стала так актуальна в последние годы. Ведь обстановка, в которой растут современные дети, сильно отличается от нашего собственного детства. Многие родители с ностальгией вспоминают те времена, когда в больших дворах много-этажных домов по вечерам собирались шумные разновозрастные компании, затевали масштабные игры в прятки, «казаки-разбойники» или «съедобное – несъедобное». Обычно эти забавы возглавля-ли старшие дети, которые требовали подчинения от малышей, ревностно следили за выполнением правил, а тех, кто отказывался соблюдать их, из игры выгоняли. Менее приятные воспоминания у сегодняшних мам и пап связаны с детскими садами, которые они посещали: в переполненных группах воспитатели были вынуждены вести себя достаточно жестко, чтобы добиться от детей послушания и сохранить контроль над ними. К счастью, в наше время в детских учреждениях принят более деликатный и гуманный подход к малышам, а за повышение голоса на ребенка воспитательница может даже лишиться работы. Кроме несомненных плюсов у такой ситуации есть и минусы: маленький человечек, интересы и права которого ценятся превыше всего, оказывается не готов преодолеть свой природный эгоизм, и, поступив в школу, он испытывает серьезные проблемы из-за неумения подчиняться. Другой важный компонент личностной готовности – это мотив, то есть собственно то, что побуж-дает ребенка к учебе. Как правило, ее зачатки формируются довольно рано, особенно у малышей, посещающих детский сад. Одна юная особа на вопрос: «Сколько тебе лет?» отвечала с горестным видом: «Четыре года. Жду, когда в школу пойду». А к шести-семи годам уже большинству малы-шей не терпится приступить к обучению. Но если присмотреться внимательнее, то далеко не во всех случаях желание ребенка пойди в школу означает, что он действительно готов к учебе. Чтобы разобраться, что же на самом деле движет малышом, когда ему не терпится стать школьни-ком, можно использовать элементы методики Гинзбург для исследования мотивации учения у пер-воклассников. Предложите ребенку послушать рассказ: Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мама за-ставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, по-тому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я бы все равно учился». Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиг-рать». Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до этого был маленьким». Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем хочешь». Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». Спросите у малыша, кто из детей, по его мнению, прав и почему? Если ребенок выбирает первую реплику, значит, у него сформирована так называемая «внешняя» мотивация к учению. Необходи-мость ходить в школу такие малыши обосновывают для себя чем-то, не имеющим прямого отноше-ния к самой учебе, например, настоятельной просьбой мамы или увлекательной дорогой в школу на троллейбусе. Понятно, что эти мотивы не могут обеспечить стойкого интереса к знаниям и хорошей успеваемо-сти. Немногим лучше дело обстоит, если ребенок считает верным третье высказывание. Школа в его понимании мало отличается от детского сада, и главное ее достоинство – большая компания сверст-ников, возможность поиграть и повеселиться. Этого мотива (психологи называют его игровым) то-же недостаточно, чтобы успешно учиться. А вот дети, которые предпочли шестое мнение, нацеленные, прежде всего, на получение оценок, в начальной школе вполне могут быть среди лучших учеников класса. Но со временем материал ста-новится все сложнее, и ребенку оказывается не под силу успешно освоить его. Проблема в том, что у этих детей (Ра разумеется, под влиянием взрослых) выработался интерес к получению «пятерок», а не знаний, или, говоря психологическим языком, произошел «сдвиг мотива на цель». Общаясь с такими первоклассниками, родителям стоит отказаться от вопроса: «Какие оценки ты сегодня получил?», гораздо продуктивнее интересоваться: «Что ты сегодня узнал нового?» Четвер-тое высказывание обычно выбирают малыши, у которых сформирован так называемый позицион-ный, или статусный, мотив к школьному обучению. В большинстве случаев психологи дают благо-приятный прогноз развития этих детей. Ведь малыши так гордятся званием школьника и изо всех сил стараются ему соответствовать! А положительное отношение к учебе – это верный способ добиться в ней успеха. Если вашему ребен-ку оказались наиболее близки пятое или второе мнения, значит, у него сформирована правильная учебная мотивация (малыш ценит сам процесс получения знаний и те преимущества, которые дает образование в дальнейшей жизни). Вы можете не опасаться за ребенка: скорее всего, ему не грозит нервный стресс от учебных перегрузок или отставание от одноклассников в освоении программы. Надо сказать, что мотивационная готовность к учебе у будущего школьника не является чем-то не-изменным и взявшимся непонятно откуда – она постепенно формируется у малыша самими родите-лями. Проанализируйте, что вы говорите своему чаду перед началом занятий: «Будешь плохо учиться – я очень расстроюсь» или «В школе ты найдешь много друзей», а может « Без «пятерок» домой не возвращайся»? Тогда искаженные представления ребенка о школе – это вовсе не его вина. Поэтому для того, чтобы малыш был готов к учебе, вы сами должны правильно представлять, для чего же она ему нужна. Почаще говорите ребенку, как интересно каждый день узнавать что-то новое, как школьные пред-меты помогут ему ориентироваться в мире взрослых, например, изучая математику, малыш сможет САМ ходить в магазин, а знания русского языка помогут, наконец, самостоятельно читать письма от бабушки, не дожидаясь ничьей помощи! Словом, пробудить у ребенка живой интерес к учебе впол-не в ваших силах. После зачисления детей в образовательное учреждение может осуществляться психолого-педагогическое тестирование, диагностическое обследование, собеседование с целью определения уровня подготовки детей к освоению образовательных программ повышенного уровня. Результаты диагностического обследования, заключение психолого-педагогической комиссии о го-товности к обучению носят рекомендательный характер для определения педагогическим коллективом форм и методов обучения ребенка и не могут использоваться как инструмент для отбора Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу В возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впо-следствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько кон-кретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нуж-ны. Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и вразбив-ку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год, все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой, он ее о-своил, при-своил, сделал своей. Так что не-знание месяцев - не признак неготовности к школе. Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие? Фонематический слух Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность. Психолог вспоминает: "Привели на консультацию девочку. Четвертый класс. Внезапно пошли сплошные двойки по русскому. Я проверила все, что можно было проверить, - не могу нащупать причину, непонятно! Слушаю, смотрю. Вдруг вижу - она в слове лев пишет не в а ф. И тут я стала проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает мягкости-твердости, звонко-сти-глухоты. Стало ясно, что плохо учиться по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного фо-нематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не успевала проанализировать то, что пишет, и понять, какие буквы нужно писать". - А почему раньше у нее были четверки-пятерки? - В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала. Худо-бедно на простых словах и малых объемах справлялась. Недоразвитие было неочевидным, школьный логопед его не отследил. Чтобы избежать этого, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке: "Папа пишет" - ка-кие тут п? "Рыбка-ребенок" - какие р? "Ласковый лев" - какие л? И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки, вчувствоваться в них! Чувство величины. Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных ве-сах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обыч-ные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки по-местились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сдела-ем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная. Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины. Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается просто: Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для стрижа... А для волка кожура. А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл, на-пример, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой: Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен, Я, говорит, расстроен, Расчетверен, Распят!.. Последовательность изложения мыслей "Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно. Обсуждаем задачу из его учебника: "На полке было десять книг, пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его, про что за-дача. Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие там книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз - про что задача? Говорит, про полку. Уточняю: раз про полку, то, наверное, в задаче говорится, что полка металлическая или из дерева, крашеная белой или черной краской? Нет. С третьего раза он догадался: задача про количество книг". Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второ-степенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, на-пример. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно из-лагать текст. Ориентация в пространстве В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия. Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обя-зательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребен-ка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится. (К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится к про-странственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще. Однако по-слушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни поло-жение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравни-тельной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее, кипяток!) База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве - полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то боль-ше. - Дорогой психолог, вы не преувеличиваете? Такая очевидность! Это наверняка ясно и дошкольни-кам. - Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек в этом году ни один не смог сразу пройти ковер ровно за шесть шагов. Они выстраивались в очередь. И у них ничего не получалось, пока одна де-вочка не сообразила, что нужно регулировать длину шага. И все с восторгом зашагали по ковру, и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за десять, и начались новые муче-ния. И снова не сразу, но кто-то догадался. А затем попросили пройти ковер за два шага. Дети рас-терялись. Встали. Загрустили. И кто-то вдруг спросил: "А прыгать можно?" Это было открытие. Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе, воспитателе или умном папе (или маме) группа способна на большее, чем один ребенок. В ней действует некий коллективный разум. Кто-то что-то соображает, и это становится общим знанием. Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками. Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо увер-нуться от мяча, в "расшибалочки", где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы. Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку, туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат в основе всего сущего. Ребенок, который не чувствует рит-ма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. По-этому у нас не было такой тотальной безграмотности, какая царит сейчас. И еще мы читали книжки. Но это уже другая история... Интеллект с пяти до семи Развитие ребенка с пяти до семи очень важно потому, что после семи лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается. И если в этот период что-либо не формируется, то после семи лет нужно приложить в пять раз больше уси-лий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным результатом - то ли получится, то ли нет, бабушка надвое сказала. В этом смысле роль взрослых в старшем дошкольном возрасте - в том, чтобы, живя вместе с ребен-ком, предоставить ему всю полноту жизни. Да, покупать развивающие игры, да, шить тряпочные куклы. Да, бегать взапуски и учить играть в пристеночек и в футбол. И варить вместе суп. Но об этом чуть ниже. Конечно, и целенаправленно обучать - тоже. Именно после пяти (не до! до пяти на пользу идут только сказки и игры, колыбельные и игрушки!). После пяти ребенку нравится думать, корпеть над конструктором, решать шахматную задачу. И вот тут недогрузить его было бы обидно. После пяти хороши даже не очень удачные занятия в группах. Не "развивать функции", а жить вместе Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе? Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому что развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера или проводить развивающие занятия. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог его полноценного развития. Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, - и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче. Что веники сегодня какие-то буроватые, в отличие от сделанных пару дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали пятнадцать веников, а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее ме-сто. И наточим нож для завтрашней работы. То же самое происходит, когда мы готовим обед. Еще совсем маленького, трехлетнего, мы попро-сим подать нам три луковицы: "Нет, ты дал две. Нужно еще одну". И попросим принести с полки чашку, ту, которая стоит справа. И положим в пирог двести граммов масла и двести же граммов муки, и обрадуемся вместе, что вес-то у них одинаковый, хотя объем они занимают разный. То же самое - когда мама, например, занимается кукольным театром. Ставит пьесы в кружке "Уме-лые пальчики". Сначала она (и ребенок вместе с ней!) выбирает пьесу, они ее читают, обдумывают - годится? не годится? Потом придумывают и клеют-шьют декорации, кукол, потом репетируют... Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители. Важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или недомашние дела - обязательно будет у нас нормаль-но развит. Достаточно строить с ним вместе из кубиков, запускать машинки, готовить обед и членам семьи и куклам, шуршать листьями в осеннем парке, разглядывать жучков на веточке, кататься на велосипеде... Жить. И никакое дополнительное "развитие" и "подготовка" ему к поступлению в школу не нужны. Для развития ребенка совершенно безразлично, что именно брать за основу. Его психические функции можно нагрузить на любом материале, посредством любого занятия. - Дорогой психолог, но ведь страшно же! А если мы что-то упустили? Развитие какого-либо навыка или функции? - Не бойтесь. Нужный навык он сможет образовать в школе, если это понадобится. А все функции у такого ребенка обязательно будут развиты нормально. Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Многие мамы работают, причем подолгу. Приходят домой поздно. Спорить с этим трудно. Да, если жизнь семьи складывается так, то приходится считаться с реальностью. Хотелось бы только обратить вни-мание на то, что устают все родители. Всегда. Воспитывать детей - это большая нагрузка. Поэтому при хронической усталости и занятости родителей есть два пути. Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость, лень, желание отдох-нуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения. Тем важнее это, когда времени и сил в обрез. Что это такое? Вот вы увидели на прогулке незнакомый цветок. - Папа, что это? Колокольчик? - Нет, не колокольчик точно. А что - я не знаю. Придем домой, посмотрим. Так вот, придя домой, обязательно - не забыв, без напоминаний ребенка! - посмотрите, что это был за цветок. В Интернете, в справочнике растений средней полосы, еще где-то. Разумеется, для этого нужно иметь источники информации. Сколько времени займет такое выяснение? Пять минут, пят-надцать? Не больше. Это совсем недолго и малоутомительно, согласитесь. Но польза для развития ребенка огромна. Дело даже не в том, что он узнает название конкретного цветочка, получит ответ на какой-то вопрос. Главное - что он увидит, как именно нужно добывать информацию и возьмет этот метод на вооружение. Или не возьмет. Но вы свое дело - сделали. Показали. Раз, другой, тре-тий. Вы дали ребенку возможность, вот что главное. И начали своими действиями формировать сте-реотип его поведения. В данном случае этот стереотип следующий - если я чего-то не знаю, то нуж-но посмотреть в книге или еще где-либо. Это и есть развитие. Второй путь - оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога, логопеда. Если ро-дители осознанно не готовы заниматься своими детьми, а лишь собственными делами и работой, то функцию развития, образования выполняют специально обученные люди, профессионалы. Нет у меня времени, желания, нет уверенности, что я - мама или папа - сделаю это хорошо, нет сил зани-маться своим ребенком, - я поручаю его человеку, которому доверяю. Этот способ имеет свои под-водные камни и часто приводит к разочарованиям. Однако нередки и удачи. Родители должны по-нять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.

ГОСУСЛУГИ.РУ